ВИКТОР ПАВЛОВИЧ ЛУКАЧЁВ
04.04.1920-29.04.1988
РЕКТОР КУЙБЫШЕВСКОГО АВИАЦИОННОГО ИНСТИТУТА
в 1956-1988 гг.
Доктор технических наук, профессор
ГЕРОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА (1987)
ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ НАУКИ И ТЕХНИКИ РСФСР (1978)
Награды:
Орден Ленина (1981,1987);
Орден Трудового Красного знамени ( 1961, 1967,1976);
Орден Октябрьской Революции (1971);
Орден Отечественной войны II cтепени(1972);
Орден Отечественной войны I степени (1985);
Лауреат премии Совета Министров СССР (1982)
Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
В.П. Лукачёв родился 4 апреля 1920 года в городе Щербиновка (ныне город Торецк Донецкой области, Украина) в семье шахтера. В сентябре 1938-го поступил в Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота. С января по июль 1941 года – студент Ленинградского авиационного института НКАП. В июле 1941- го добровольцем ушел на фронт и воевал в качестве авиационного механика 275-й истребительной авиационной дивизии на Ленинградском и Волховском фронтах. После тяжелого заболевания и контузии проходил лечение в госпиталях и был демобилизован из армии в 1943 году.
В том же году он поступил для продолжения учебы на четвертый курс Куйбышевского авиационного института. По окончании института в 1946-м работал на кафедрах конструкции авиадвигателей, теплотехники и теории авиадвигателей, заведующим лабораторией конструкции двигателей, начальником моторной лаборатории. В 1956 году защитил кандидатскую диссертацию.
В первые годы работы в КуАИ В.П. Лукачёв успешно реализовал свои инженерные способности и знания, приобрел опыт преподавания и научной деятельности. В 1951-м Виктор Павлович был избран секретарем партийного бюро КуАИ и проявил незаурядные организаторские способности, твердость и принципиальность в принимаемых решениях.
В июле 1956 года В.П. Лукачёв назначен на должность директора института и проработал в этой должности до последних дней своей жизни.
Высокие темпы развития авиационной и ракетно-космической отраслей потребовали скорейшего решения проблемы подготовки квалифицированных инженерных кадров и научной поддержки разрабатываемых проектов. Поэтому с самого начала своей деятельности ректор главное внимание уделял повышению научной и педагогической квалификации преподавателей, развитию материально-технической базы КуАИ, решению комплекса проблем обустройства и материального обеспечения сотрудников университета, укреплению связей с промышленными предприятиями и научными организациями отрасли.
Одним из первых в стране В.П. Лукачёв выдвинул идею создания отраслевых научно-исследовательских лабораторий, ставших кузницей научных кадров и прообразом современных технопарков. Его активно поддержал В.Я. Литвинов, который на посту председателя Куйбышевского СНХ оказывал большую поддержку развитию научно-исследовательской деятельности и укреплению материальной базы института. Новая форма связи вузовской науки с производством полностью себя оправдала. В первые же годы работы лабораторий появились новые научные идеи и выдающиеся изобретения, до настоящего времени используемые в авиационной и ракетно-космической технике. Постоянная ректорская поддержка науки способствовала быстрому росту научного потенциала преподавателей. За достигнутые результаты в организации образовательной и научно-исследовательской деятельности в 1967 году Куйбышевский авиационный институт и его ректор были удостоены высокой государственной награды – ордена Трудового Красного Знамени.
В 1958–1969 годах В.П. Лукачёв заведовал кафедрой теплотехники и тепловых двигателей, а затем – кафедрой теории двигателей. Здесь в полной мере раскрылся его педагогический талант. Под научным руководством Лукачёва был продолжен грандиозный проект создания научно-исследовательской лаборатории космической микроэнергетики (ОНИЛ-2). Впервые в КуАИ появилась возможность создания собственного ракетного двигателя и проведения его испытаний в условиях вакуума. Двигатели для систем ориентации и стабилизации космических летательных аппаратов были крайне необходимы, и отрасль оказывала институту мощную финансовую поддержку. Лаборатория микроэнергетики заслуженно заняла ведущее место в стране по уникальным возможностям стендового оборудования, новизне выдвинутых и реализованных на практике концепций построения рабочего процесса в ракетных двигателях малой тяги. Результаты научных исследований последовательно внедрялись в учебный процесс.
В целях укрепления кадрового потенциала института В.П. Лукачёв ввел практику привлечения ведущих специалистов предприятий и ученых других институтов к преподавательской деятельности, что позволило значительно поднять уровень подготовки инженеров и вплотную приблизить процесс обучения к практическим задачам производства.
Активная общественная деятельность в качестве председателя областного совета научно-технических обществ, председателя совета ректоров вузов области открывала ему возможность широких контактов с ведущими научными центрами страны. Тесные деловые и дружеские отношения связывали В.П. Лукачёва с выдающимися конструкторами Н.Д. Кузнецовым и Д.И. Козловым, которых Виктор Павлович пригласил для руководства ведущими кафедрами института.
Огромная заслуга ректора В.П. Лукачёва состоит в том, что под его руководством небольшой узкоспециализированный вуз превратился в мощный образовательно-научный центр, создавший собственные научные и научно-педагогические школы, получивший признание и заслуженный авторитет в России и в мире. За годы его руководства вузом создан крупнейший в Самаре студенческий городок, в котором обеспечены все условия для работы педагогов и ученых, учебы, творчества и активного отдыха студентов.
В.П. Лукачёв был не только выдающимся организатором, но и талантливым ученым. Он вел научные исследования в области процессов смесеобразования и горения в двигателях летательных аппаратов. Им разработаны теоретические основы управления процессами горения, что позволило создать принципиально новые элементы конструкций для ракетных двигателей малой тяги, а также системы ориентации космических аппаратов, обеспечивающих их высокую экономичность и увеличение ресурса. Результаты исследований В.П. Лукачёва легли в основу нового научного направления в области интенсификации рабочего процесса в камерах сгорания воздушно-реактивных двигателей. Лукачёв – автор более 200 научных работ, 33 авторских свидетельств и 6 патентов. Под его руководством создана научная школа по проблемам рабочего процесса и экологии в камерах реактивных двигателей, выполнены и успешно защищены три докторские и семнадцать кандидатских диссертаций, запатентовано более 100 изобретений, получены золотые и серебряные медали ВДНХ.
В память о В. П. Лукачеве в Самаре названа улица, установлены: мемориальная доска на учебном корпусе университета по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 151 и памятная доска на корпусе по ул. Лукачева.