ЭХО ВОЙНЫ

1а корпус

 

            КУЙБЫШЕВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

              В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

     

    Куйбышевский авиационный институт (КуАИ) был открыт в 1942 году, в исключительно сложное для страны военное время. Создание нового авиационного вуза было обусловлено необходимостью обеспечить массовый выпуск самолетов - штурмовиков ИЛ-2 главного конструктора С. В. Ильюшина на авиазаводах Куйбышевского куста.   Еще в 1939 году в Куйбышеве началось строительство двух самолетостроительных и одного авиамоторного заводов. Летом и осенью 1941 года в Куйбышев были эвакуированы более 30 - ти предприятий и организаций авиационной промышленности, большинство из которых разместились на площадках строящихся авиазаводов. 15 октября 1941 года, когда немецкие войска вплотную подошли к Москве, Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял постановление № ГКО-801 «Об эвакуации столицы СССР Москвы», в соответствии с которым Президиум Верховного Совета и правительство СССР, а также иностранные миссии эвакуировались в Куйбышев, который до июля 1942 года стал «запасной» столицей страны. Здесь же разместился и наркомат авиационной промышленности во главе с А. И. Шахуриным.

        Красная Армия остро нуждалась в самолетах, особенно в штурмовиках - именно они являлись основной ударной силой советской авиации. Однако темпы освоения производства самолетов ИЛ-2 в Куйбышеве поначалу были невелики. 23 декабря 1941 года директора авиационных заводов №1 и № 18 А. Т. Третьяков и М. Б. Шенкман получили телеграмму председателя ГКО И. В. Сталина : 

телеграмма 1000

Одной из главных причин такого положения дел был дефицит квалифицированных рабочих и инженерных кадров. 16 марта 1942 года Куйбышевским обкомом ВКП(б) было принято решение просить ГКО открыть в Куйбышеве авиационный институт. Правительство принимало срочные меры к решению этой проблемы, и 8 июня 1942 года вышло постановление Совета Народных Комиссаров (СНК) № 891, а 17 июля - издан приказ Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР №143/М «Об открытии авиационного института в Куйбышеве». Институт находился в ведении народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП). 

1 приказ об открытии куаи

          Начало занятий было назначено на 1 октября 1942 года. В течение всего трех месяцев предстояло выполнить колоссальный объем работ, решить множество проблем в сложнейших условиях военного времени. Институт решено было разместить на площадях бывшего планового института в здании по адресу ул. Кооперативная, д. 151 (ныне ул. Молодогвардейская). В то время оно было полностью заселено работниками эвакуированных предприятий, в нем не работали водопровод, отопление, канализация, в окнах отсутствовали стекла и т.д. Не было мебели, учебного оборудования, учебных пособий и т.д. Однако самой серьезной проблемой было найти квалифицированных преподавателей и обустроить их быт.   

корпус куаи

Учебно-административный корпус КуАИ

                 Огромная роль в организации института принадлежит Александру Мироновичу Сойферу, исполнявшему обязанности директора института с июля по ноябрь 1942 года. В кратчайшие сроки ему удалось сформировать коллектив преподавателей и сотрудников института, организовать набор студентов сразу на четыре курса, подготовить помещения для занятий, оснастить их самым необходимым. Вступительных экзаменов не было, проводились лишь собеседования. Приемная комиссия стремилась отобрать наиболее подготовленных абитуриентов, среди которых были и выпускники школ, и бывшие студенты, и фронтовики, комиссованные после ранений.

           В сентябре были организованы факультеты самолетостроения (факультет №1, декан – доцент В.И. Путята и авиационного моторостроения (факультет № 2, декан – доцент А.И. Неймарк). 1 октября 1942 года начались занятия для первых 556 студентов КуАИ. Аудиторные занятия начались на IV курсе, студенты I – III курсов были направлены на заводы, заготовку дров, сельскохозяйственные и другие работы.В декабре приступил к работе директор института - Федор Иванович Стебихов, ранее работавший на авиационном заводе №1.
сойфер стебихов
 А. М. Сойфер 
Ф. И. Стебихов 
 

К концу 1942 года были сформированы первые 18 кафедр института. Приказом Главного управления учебных заведений НКАП №63 от 28.12.42 г. утвержден первый состав ученого совета КуАИ. В его состав наряду с преподавателями вуза вошли Герои Социалистического труда А. А. Третьяков – директор завода №1 и А .А. Микулин – главный конструктор ОКБ-24, д.т.н., профессор (он был назначен консультантом института). В декабре в институте обучались 767 студентов; работали 55 преподавателей, 41 человек учебно-вспомогательного и 88 –административного персонала. Был организован регулярный выпуск стенных газет: общеинститутской – «Полет» и факультетских – «Самолет» и «Мотор».

          В числе первых преподавателей института были крупные ученые, эвакуированные из Харькова, Ленинграда, Киева, Москвы и других городов СССР. Среди них - выдающийся математик и механик член – корреспондент АН УССР М.Г. Крейн, известный физик-теоретик А.И. Ахиезер, профессор Б.В. Ерофеев, доценты А.М. Сойфер, А.И. Неймарк, В.И. Путята, В.Я. Крылов и другие.

В 1943 - 44 гг. в КуАИ прибыли десять высококвалифицированных профессоров и доцентов, переведенных из других Вузов, что позволило организовать новые кафедры и полностью укомплектовать штат заведующих кафедрами. Среди новых сотрудников института были профессора Н.И. Резников, Д.Н. Тамарин, Я.Л. Геронимус, доценты М.И. Разумихин, Л.И. Сутугин, М.Д. Миллионщиков ( в будущем – вице-президент АН СССР) и другие опытные преподаватели.

КуАИ На лекции по сопротивлению материалов

        В условиях военного времени весь коллектив института включился во всенародное движение по оказанию помощи фронту под девизом «Всё для фронта, всё для Победы!». Уже в начале 1943 года была установлена тесная связь с авиазаводами, созданы творческие бригады КуАИ, которые совместно со специалистами предприятий решали неотложные проблемы производства. Сотрудники института оказали предприятиям авиационной промышленности неоценимую помощь не только в подготовке специалистов, но и в создании и внедрении новых конструкторских разработок, материалов, технологий и методов организации производства. Масштаб работы вызвал необходимость организовать научно - исследовательский сектор, который возглавил доцент В. С. Ляшенко. Научно – исследовательская работа сотрудников института была направлена на повышение мощности и увеличение срока службы изделий авиазаводов, увеличение выпуска самолётов, моторов и другой продукции для фронта. Кафедрой аэромеханики (доцент В.И. Путята) при участии кафедры конструкции и проектирования самолетов (В. Я. Крылов) был выполнен крупный заказ для военно-воздушных сил военно-морского флота СССР. Была разработана методика, спроектирована, построена и тарирована спец. аппаратура, проведены эксперименты в аэродинамической трубе Т-1-4 филиала №1 ЦАГИ, проведены эксперименты на самолете; составлен технический отчет и представлен командующему ВВС.

кабинет самолетов

В кабинете конструкции самолетов

           А. М. Сойфер выполнил научно - исследовательские работы: «Метод расчета подготовительных процессов двигателей внутреннего сгорания» и «Усовершенствование органов выхлопа и всасывания мотора», «Проектирование и изготовление чертежей одноцилиндрового экспериментального двигателя». Доцент М.Д. Миллионщиков по заказу Наркомнефти выполнил две работы: «Гидромеханический анализ способов эксплуатации нефтяных скважин» и «Новые методы эксплуатации нефтеносных скважин Сызранского района), которые имели важное промышленное значение и позволили существенно увеличить нефтедобычу в Поволжье. Кафедрой химии (доцент Н.Г. Човнык) была разработана и внедрена методика количественного определения вещества методом амперометрического титрования и полярографии на авиазаводе №1 имени И.В. Сталина. Благодаря внедрению этой работы на заводе стало возможно быстро и без затрат реактивов и посуды проводить анализ гальванических ванн. Для завода № 454 ст. преподаватель В. А. Бражников выполнил работу на тему «Анализ допусков для внедряемого в серию авиационного вооружения», представляющего значительный интерес для завода как в расчетной так и в практической части. Работа была успешно внедрена в производство.

            Наиболее масштабная работа по переводу основных цехов авиазавода №1 имени И.В. Сталина на поточные методы производства была выполнена под руководством доцента А. И. Неймарка (кафедра организации производства) с привлечением доцентов Сойфера, Тамарина, Короба и других.

КуАИ Илы в сборочном цезе авиазаода 1 им. Сталина

 В сборочном цехе авиазавода №1 имени Сталина

В рамках этой темы сотрудниками института были успешно выполнены следующие работы:

1. Теоретическая подготовка руководящего состава завода по методам проектирования и расчета поточных линий;

2. Разработка методических и инструктивных материалов по проектированию поточных линий;

3. Консультации при подготовке генерального плана перевода завода на поток;

4. Консультации по выбору объекта потока и проектированию поточных линий;

5.Участие во внедрении и организации пускового периода линий а также налаживания их нормальной эксплуатации;

6. Консультации для мастеров и рабочих по вопросам, касающихся поточных методов производства.

        Внедрение поточного метода производства самолетов позволило в кратчайшие сроки перейти к массовому выпуску «летающих танков» - штурмовиков Ил-2 и Ил-10, которые, наряду с танками Т-34 сыграли важнейшую роль в разгроме фашистских войск. Уже в 1943 году завод ввел в эксплуатацию 26 конвейерных линий, что позволило сверхплана укомплектовать девять штурмовых авиаполков. За внедрение поточного метода производства самолетов группа специалистов завода №1 была удостоена Сталинской премии, а сотрудники КуАИ награждены знаком «Отличник социалистического соревнования НКАП»

неймарк путята
А. И. Неймарк
В. И. Путята

             Кроме непосредственной помощи авиазаводам научные сотрудники института в годы войны продолжали работать над докторскими и кандидатскими диссертациями, готовили к изданию учебники. В 1943 году вышло из печати первое учебное пособие, подготовленное в институте - учебник для вузов: Юргенс В.В., Разумихин М.И. Основы проектирования самолетостроительных цехов и заводов. - М.: изд-во МАИ, 1943.- 200 с. До конца войны были также изданы учебники: Разумихин М.И. Заготовительно–штамповочные работы: Учебник для авиационных вузов.– М.: Оборонгиз, 1944. – 199 с. ; Сутугин Л.И. Основы проектирования самолетов: Учебное пособие. – М.: Оборонгиз, 1945. – 267 с.

          Студенты и преподаватели после занятий оборудовали аудитории и лаборатории института, работали на заводах, на заготовке дров и на строительстве газопровода, в госпиталях и совхозах области, на других работах по обустройству городского хозяйства. В феврале 1943 года на митинге студентов КуАИ была принята резолюция, в которой студенты обязались отчислить однодневную стипендию для оказания помощи детям фронтовиков. Студенты после учёбы работали в госпиталях, сдавали донорскую кровь, собирали тёплые вещи для партизан, подарки для фронтовиков, средства для создания эскадрилий «Волжский комсомолец» и «Валерий Чкалов», другой военной техники. За сбор средств для эскадрилий институт получил благодарность Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.

       В августе - сентябре 1943 года студенческий отряд в составе около 100 человек работал в Сталинграде на разделке трофейной авиационной техники. Это позволило оснастить кабинеты и лаборатории института наглядными пособиями.

КуАИ занятия в кабинете авиадвигателей копия

Занятия в кабинете конструкции авиадвигателей

           В годы Великой Отечественной войны одной из важнейших проблем являлась подготовка квалифицированных офицерских кадров и технического персонала для действующей армии. В соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 413 от 13 апреля 1944 года и приказом Народного Комиссара Обороны № 75 от 30 мая 1944 года «О военной подготовке студентов высших учебных заведений» в сентябре 1944 года при КуАИ была создана военная кафедра по подготовке офицеров запаса для военно-воздушных сил СССР. Первым начальником кафедры был назначен полковник Владимир Иосифович Рабинович. Базой военной кафедры являлся учебный аэродром и отделение газовочных самолётов (ОГС), которые располагались на территории бывшего аэродрома ОСОВИАХИМа. Авиационная материальная часть, на которой учились студенты, была в основном старая, прошедшая войну и списанная с боевой работы. Это самолёты Пе-2, Ту-2, Як-3, Ла-5, Ла-7, Ли-2.

КуАИ Изучение материальной части самолёта 1

Занятия на учебном аэродроме

        Основной формой подготовки являлось практическое обучение запуску и отработке режимов работы двигателей самолётов. Студенты также учились заделывать пробоины на крыльях, фюзеляже, паяли и сваривали баки и радиаторы, заплетали тросы, занимались слесарной подготовкой, столярным и швейным делом.  Помимо резерва техников-эксплуатационников на военной кафедре готовили резерв авиационных штурманов. Студенты проходили штурманскую подготовку на легендарных ПО-2 (У-2).

КуАИ защита дипломного проекта. Председатель ГЭК В. Я. Литвинов директор завода 31 им. Сталина

Защита диплома на факультете самолетостроения. 

           В 1944 году состоялся первый выпуск инженеров–технологов по самолетостроению (1человек) и авиационному моторостроению (9 человек), была открыта первая в КуАИ аспирантура по специальности «Процессы механической и физико–технической обработки, станки и инструмент» при кафедре обработки металлов резанием.

          С 1943 по 1945 годы институту были переданы все площади учебного корпуса по ул. Кооперативной и часть площадей (около 6 тыс. кв.м) в лабораторном корпусе по ул. Ульяновской, 18. В 1945 году в институт прибыла большая группа преподавателей и студентов V курса обучения и дипломников из расформированного в  Ташкенте Воронежского авиационного института (более 100 человек). Контингент студентов составил 1100 человек; число преподавателей достигло 98 человек, 24 из них имели ученые звания и степени. Состоялся второй выпуск инженеров в количестве 37 человек из числа студентов других вузов, зачисленных в КуАИ на старшие курсы. 

КуАИ лабораторный корпус КуАИ 2

Лабораторный корпус КуАИ

          К концу войны полностью определилась уставная структура института, была налажена четкая работа всех подразделений. Были созданы и оснащены новым оборудованием учебные лаборатории и кабинеты. Активно работали партийная, комсомольская и профсоюзная организации. В 1945 году состоялись первые научно-технические конференции студентов и сотрудников института. 

КуАИ студенческая конференция

За успешную работу по подготовке кадров для авиационной промышленности в годы Великой Отечественной войны 13 сотрудников Куйбышевского авиационного института были награждены орденами и медалями СССР.

 

Директор музея     Н. В. Богданова

© 2020 Музей авиации и космонавтики имени С.П. Королева. Самарский университет